Кабинет педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога в государственном учреждении образования «Детский сад №40 г. Лиды» функционирует с 01.08.2014 года. Расположен кабинет на втором этаже в доступном месте для участников образовательного процесса, что позволяет избежать лишних контактов и при необходимости сохранить конфиденциальность встречи.
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей и предметной среды учреждения дошкольного образования, организация и обогащение строится с учетом закономерностей развития детей дошкольного возраста, отвечает критериям функционального комфорта. Основное предназначение кабинета педагога-психолога - это оказание своевременной квалифицированной консультативно-просветительской, психологической и психокоррекционной помощи воспитанникам, их законным представителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.
С одной стороны,
кабинет педагога -психолога – помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны - это часть предметно-развивающей среды учреждения, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям развивающейся детской деятельности.
С учетом направлений работы педагога-психолога кабинет территориально включает зоны, каждая из которых имеет соответствующее оснащение:
Зона релаксации и психического расслабления создаёт расслабляющую, успокаивающую обстановку. Оформлено в сюжетном стиле «Сказочная страна».
Центр обустроен максимально комфортно: использованы цвета весенней зелени, мягкое, ворсистое покрытие на полу, аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки – все способствует снятию накопившейся усталости и раздражения.
Звуки спокойной музыка, звуки природы расслабляют детей, помогают установить педагогу – психологу контакт с ребёнком. Дети слушают музыку, расположившись на мягких подушках-смайликах, с удовольствием рассматривают «звездное небо» и загадывают желание у золотой рыбки.
«Волшебная лампа» привораживает детей, они с интересом наблюдают за игривыми цветными шариками, что позволяет отвлечь внимание детей, скучающих о маме.
Снятию нервно-психического напряжения способствует центр «Песок-вода», в частности игровое пособие «Водный мир». Взяв в руки кораблик, ребенок становится капитаном, который учится строить отношения со сверстниками, управлять своими эмоциями. Придумать нечто необычное, новое, проявить фантазию и воображение помогает кинетический песок. Роль строителя волшебного города способствует развитию творческих способностей.
Выразить свои чувства и эмоции без слов помогают рисунки на световом столе. Приятный на ощупь песок даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, играя, дети учатся понимать себя и других, при этом получают огромное удовольствие.
Однако, не только воспитанники приходят рисовать песком, но и взрослые. Рисуя песком, происходит осознание и проговаривание своих проблем.
Зона диагностической работы функционирует для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Диагностические материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных кейсах для того, чтобы ими было удобно пользоваться.
Зона коррекционно-развивающей работы с воспитанниками предназначена для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, где имеется мягкий ковер («Волшебная полянка», а также разнообразный игровой материал (разнообразные игрушки, куклы, разнообразные конструкторы, развивающие пособия и т. д.).
В лице девочки Радужки, выдувающей разноцветные пузыри, представлен центр игровой терапии.
Заинтересовать и разнообразить занятия помогают разнообразные серии игровых пособий.
Работая со стендом «СЕНСИНО», дети постоянно находятся в движении, испытывают азарт, их волнует непредсказуемость остановки шарика-указателя в «рулетке», они ощущают радость и удовольствие от выполнения заданий, полученных не от педагога, а от рулетки - блестящего металлического шарика. Восторг дети испытывают и от «тайны», от поисков результатов в «тайничках», от вращения самой рулетки. «СЕНСИНО» применяется в работе с детьми имеющие
сенсорные нарушения и проблемы в коммуникативной сфере.
Развитию эмоциональной сферы помогает разнообразие дидактических пособий, находящихся в кабинете педагога-психолога. Это настольно- печатные игры «Наши чувства и эмоции», «Зоопарк настроений», «Кубик эмоций», дидактические игры «Сложи портрет», «Эмоциональные колобки».
Педагогом-психологом изготовлено дидактическое пособие «Эмоциональные куклы». Лица кукол выражают основные психологические состояния человека: радость, грусть, страх, злость, удивление. Детям легче рассказать свои переживания, наладить взаимоотношения со сверстником с помощью кукол, говорить и действовать через куклу. Использование кукол в работе помогает детям понимать, осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других. Данное пособие применяется и как диагностический инструментарий, помогает выяснить причину негативных эмоций.
Формированию личной системы восприятия мира способствуют сенсорные игровые пособия. Взаимодействуя с предметами разными по форме, цвету, величине, материалу, фактуре, звуковым свойствам, дети накапливают чувственный опыт, что способствует: развитию сенсорных функций, активизации когнитивных процессов, развитию мелкой и общей моторики, стимуляции двигательной активности, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению релаксации.
Зона консультативной работы кабинета создает доверительную и свободную обстановку, помогающая посетителю, пришедшему к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Данная зона оформлена максимально комфортно. Выдержанная цветовая гамма в мягких, пастельных тонах, удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений.
Взаимоотношения педагога-психолога с педагогами и родителями учреждения дошкольного образования, строятся на основе сотрудничества, уважения, совместного стремления создать все необходимые условия для развития потенциальных возможностей детей.
Одной из востребованных форм работы педагогов и родителей является клубная деятельность в различных вариациях:
-«Заботливый родитель»
-«АБВГДЕйка»
-«7Я»
Отсутствие одного или недостаточная заинтересованность другого родителя делает воспитание односторонним. С целью решения данной проблемы проводятся совместные встречи с папами и детьми. Папы лучше узнают своего малыша, видят и понимают, в чем он успешен и какие у него трудности. С помощью педагога-психолога обучаются новым формам общения с детьми.
Достижения в данном направлении опубликованы в средствах массовой информации: журнал «Пралеска» (ноябрь 2017 г.) – статья «Папина школа». Педагог-психолог Енко И.Г. приняла участие в IX Международном научно-практическом семинаре: «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы» (март 2018г.), в Международном конкурсе авторских разработок в области дошкольная педагогика и психология «Искусство воспитания 2018» (март 2018 г).
Итогом плодотворной работы с родителями стало пополнение предметно-развивающей среды кабинета. По инициативе пап и с их помощью сделаны многофункциональные пособия: бизиборды, геоборды, деревянные вкладыши и др.
В кабинете предусмотрена личная зона педагога-психолога, необходимая для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр. Кабинет оборудован необходимой мебелью и информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Информационно-коммуникационные технологии используются в проведении занятий с детьми, обработке и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовке и проведению диагностической, коррекционно-развивающей работы и т.д. Такое современное техническое оснащение позволяет не только осуществлять работу по всем направлениям деятельности и качественную подготовку к различным формам работы, но и использовать в работе потенциал информационно-коммуникационных технологий.
Кабинет является рабочим местом педагога-психолога, который создает рациональные условия для реализации основных направлений деятельности и способствует ее успешности. Это достаточно сложное звено всей системы работы педагога-психолога, тесно связанное со всеми структурами учреждения дошкольного образования. Организация и оснащение кабинета имеет большое значение для повышения эффективности и качества работы педагога-психолога.
Важно – во все времена – быть в гармонии с миром и Вселенной,
и прежде всего – с самим собой.
Альфред Перле